Писала я работу по философии и как-то в процессе перехода от ссылки к ссылке увидела статью Дурылина.
Русская душа: вечно женственное и вечно «бабье»Задевающую ту часть меня, которой порой в равной степени не понятны женщины и русский менталитет.
Несколько цитат:
- Для России женщина, женское - национальный идеал. «Разные народы дали разные образцы человеческих идеалов, - писал в работе "Европа и душа Востока" (1938) немецкий исследователь В. Шубарт. - У китайцев это мудрец, у индусов - аскет, у римлян - властитель, у англичан и испанцев - аристократ, у пруссаков - солдат, Россия же предстает идеалом своей женщины»;
- По мнению В. Шубарта, русский укоренен в вечном и может беззаботно предаваться власти мгновения, у русских бесконечно много времени, поскольку в них живет уверенность, что они бесконечные существа. Они способны на «божественное легкомыслие» и доводят его порой до крайности. До открытого вызова судьбе;
- А пожалуй, самой «непостижимой» и «загадочной» и опять-таки женской чертой русской души является ее двойственность. В русской душе уживаются анархизм и культ государства, национальная терпимость, «всечеловечность» и шовинизм, свобода духа и «жуткая покорность», «святость» и «свинство».;
еще
- Женским считается еще одно определение русского хаоса - непостоянство. Большинство западных исследователей по-разному его объясняют: либо как смену крайностей (это придает «русскому характеру нечто капризно-женское»), либо как неумение или нежелание отказывать, лучше не выполнить обещание. А еще непостоянство выражается в жажде абсолютности и отрицании относительности, то есть в максимализме, выражающемся в формуле «все или ничего»;
- Дмитрий Лихачев об этой черте русского характера замечает, что одна черта, замеченная давно, действительно составляет несчастье русских: это стремление во всем доходить до крайностей, до пределов возможного. А по мнению В. Шубарта, западной «золотой середине» противостоит русская «культура конца», поскольку у русских нет той срединной части (звена), которая бы соединяла крайности;
- Среди других по-женски выраженных особенностей русской души можно выделить следующие: открытость (Россия всегда в пути, становлении, радикально меняется. А любимое слово «авось» говорит о непредсказуемости и лишает смысла планирование); фатализм и пассивность, связанную с ним (чувство беспомощности перед властью, природой, судьбой. Это «обломовщина»); безволие (русские часто не доводят до конца то, за что берутся. В. Шубарт: «В результате получается картина, часто используемая при сравнении русских с европейцами: русский в своих вершинах может достичь таких высот, какие недоступны ни одному европейцу; но русский человек в среднем часто опускается ниже той линии, которую выдерживает средний европеец» (Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2003. С. 110)); простота (это подлинность чувств, отвращение к лицемерию, то есть «душа нараспашку»); эмоциональность (чувствительность, «поэтическая мечтательность, впечатлительность»); жертвенность как смирение и готовность к жертвам (А. Камю: «Русский народ может, безусловно, поделиться с Европой своей жертвенной силой, а Америка - созидательной мощью»); мягкость (это уж точно женское отношение и к ближним, и к другим народам, и к власти, и к жизненным обстоятельствам, доброта, покорность, терпение).
Полная версия: www.runivers.ru/philosophy/logosphere/58170/